Газета "Двадцатый корпус" / Декабрь 2005 / Вторая страница

Тема номера : Что такое «тьюторство по-русски»?

Тьюторство – слово уже далеко не самое новое для многих российских преподавателей и учащихся. А Вас оно повергает в недоумение? Может быть, у Вас никогда не было возможности общаться с индивидуальным тьютором или тьютором группы? Эта статья не имеет целью ликвидировать безграмотность читателей в данном вопросе. Мы лишь коснемся некоторых проблем, касающихся причин, по которым нашему факультету, может быть, необходимо тьюторство.

Итак, представим знакомую для многих из нас ситуацию. Студент – первокурсник поступил в университет, и перед ним встали многие вопросы. «Как ориентироваться в огромном пространстве вуза?» «Как лучше всего использовать возможности, которые предоставляет университет?» «В каких культурных и развлекательных мероприятиях отдельной группе или студенту участвовать?» «Как построить свои отношения в группе или с педагогами?» «Как найти научного руководителями?» «Как реализовать свои творческие идеи на практике?» Вопросы можно, конечно, решать в компании единомышленников, можно советоваться с отдельными преподавателями, но ведь этого может и не произойти! На факультете социальных наук у первокурсников существуют возможности общаться по этому поводу со своими старшими товарищами по студенческой корпорации – магистрантами. Но, порой, этого бывает недостаточно. Итак, что такое тьюторство? Какая у него история и назначение?
Как только в XVIII-XIX веке появляются институты подготовки массового учителя, педагогика начинает сталкиваться с уймой проблем. Если до этого момента цели педагогической деятельности были собственно целями жизни учащегося, и он понимал, в чем они заключаются, понимал их основания как свои, то в тот момент, когда он начинает профессионально этому учиться, цели становятся привнесенными. Он уже не занимается целеобразованием, постановкой целей. Происходят изменения в структуре деятельности педагога-преподавателя: она сужается до работы по норме, до некоторой функции в большей системе. Основная проблема для педагога заключается в том, что он уже сам не является полноценным субъектом своей деятельности, а решение проблемы смещается в план дидактики.
На данный момент перед преподавателями и студентами встала трудность быстрого развития социума. Причем у молодежи в данной ситуации могут возникнуть сложности как с возможностью также быстро приспосабливаться к действительности, так и психологическая напряженность в связи со своеобразным протестом против новых ценностей и невниманием к их возвратным кризисам. Как писал Милан Кундера в своем романе «Неспешность» «только в беге человек настоящего может забыть о проблемах, не понимая, что излишняя скорость всего и есть основная беда дня сегодняшнего». Позиция тьютора в данном случае закладывается в целостную систему воспитания – обучения – накопления опыта.
Еще одна проблема, с которой, наверно сталкивались все студенты – это разрыв между институциональными традиционными формами образования и вновь нарождающимися. Школа – это одно сообщество, вуз – другое, кружководы – третье. Они не связаны. В результате выигрывает институт, влияние которого сильнее. У нас – это школа. И в вузе, и в ДК ученик остается школьником по способу организации своей образовательной активности. Самые разнообразные новые формы организации образования (оргдеятельностные игры, ток-шоу, дистантное образование, рынок образовательных услуг) сталкиваются все время с этой проблемой школьности аудитории. В результате возникает позиция менеджера индивидуальной образовательной программы.
На факультете социальных наук возможно организовать следующую систему функционирования тьюторов:
Декан;
Заместитель декана по воспитательной работе;
Координатор тьюторов;
Тьютор;
Староста группы;
Студенты. У Вас есть предложения о том, кого бы Вы хотели видеть тьютором своей группы? Присылайте к нам на электронную почту! При этом помните, что тьютор постоянно будет с Вами рядом на протяжении Вашей учебы в университете. Он будет стремится осведомлять Вас и Ваших товарищей о культурных мероприятиях вуза и факультета, морально и организационно поддерживать Вас. Если Вы хотите подробнее познакомиться с мнением молодежи по данной проблеме, найдите сайты-форумы по тьюторству в Интернете и поучаствуйте в обсуждении! Может быть, Вы найдете единомышленников, у которых схожие с Вами проблемы в вузах и в общении с преподавателями.
Для того, чтобы тьторство на факультете социальных наук работало эффективнее, необходимо сотрудничество с деканатом. Мы провели беседу с заместителем декана по воспитательной работе к. п. н. Ольгой Борисовной Соболевой. Ольга Борисовна поделилась с нами интересными мыслями по поводу работы с молодежью в России. Мы очень благодарны ей за это и предлагаем вам ознакомиться с ними.
- Считаете ли вы необходимым наличие тьютора группы?
Необходимость – категория слишком жесткая. Не смотря на существование тьюторских технологий, тьюторство в России пока воспринимается как призвание. Таких людей объективно не может быть много. Наверное, тьютор группе действительно необходим, но само введение этого института не самоцель. Если тьюторство превращается в формальность, оно противоречит собственной идее. Поэтому я бы скорее сказала, что необходимо наличие куратора группы, а наличие тьютора – очень желательно, но зависит от реальных возможностей и стремлений преподавателей и старшекурсников факультета.
Какие препятствия для внедрения этого проекта существуют на ФСН?
Объективными препятствиями введения данного проекта является, на мой взгляд, не только малое количество тьюторов по призванию и ещё меньшее – тьюторов-специалистов, но и отсутствие системы поощрений (оплаты) их деятельности. Знакомясь с Вашим проектом, я с удовлетворением увидела, что есть люди, увлеченные этой идеей и готовые этим заниматься. Однако представленные материалы являются скорее пособием для тьютора, нежели проектом создания института на факультете. Сам план проекта абсолютно не понятен. Кто такой тьютор – это преподаватель или студент; откуда он берется; какова система нахождения тьютором и группой друг друга; как начинают строится их отношения и т.д. Отсутствие плана действий по введению тьюторства является главным организационным препятствием для начала эксперимента.
- Как специфика ФСН может способствовать развитию тьюторства на факультете?
Наш факультет обладает широкими возможностями для ведения тьюторства.
Во-первых, специфика самих социальных наук состоит в том, что они непосредственно связаны с окружающей социальной действительностью, поэтому большинство учебных задач могут быть представлены как реальные жизненные проблемы и оформлены в виде кейсов.
Во-вторых, многие преподаватели являются выпускниками нашего университета, а, следовательно, имеют педагогическую и психологическую подготовку, что необходимо для деятельности тьютора. То же самое можно отнести и к студентам факультета. В-третьих, общаясь со студентами в качестве заместителя декана по воспитательной работе, я чувствую, что у студентов младших курсов есть острая потребность в тьюторстве, наличие которого помогало бы им решать не только вопросы учебы и организации досуга, но и проблемы, связанные с формальной стороной обучения.
В-четвертых, на факультете уже имеется атмосфера, благоприятствующая тьюторсту. Между студентами разных курсов и разных направлений обучения существует взаимодействие в рамках газеты «20 корпус», СНО, студенческого совета, подготовки к различным мероприятиям. Отсутствуют явления, подобные дедовщине, нет острой конкуренции между направлениями обучения, большинство преподавателей неформально относятся к своей преподавательской деятельности и лично к студентам. Возрождается атмосфера факультета как общего дома для всех его представителей. Кроме того, студенты сами, без давления сверху и написания проектов, уже фактически осуществляют идею тьютора-дистанта. Например, студент-социолог 2 курса Тимур Белый подготовил материалы и собрал все необходимые разрешения для открытия специального студенческого сайта факультета (выход с сайта университета), где будут размещаться рекомендации для студентов по сдаче конкретных зачетов и экзаменов, вместе с вопросами и конспектами лекций и т.д. Да и сами авторы проекта все – недавние выпускники именно нашего факультета, что, наверное, не случайно.
В-пятых, существуют многие примеры научного руководства курсовыми и бакалаврскими работами, а особенно магистерскими и кандидатскими диссертациями. Такие примеры нельзя назвать массовыми, но фактически это пример тьютора по-русски. Я хорошо помню, какую огромную роль в свое время сыграли в моем личностном и профессиональном становлении педагоги факультета. По практике работы в школе, будучи «классной мамой» и руководя написанием учениками серьезных рефератов, я имела возможность отследить личные и профессиональные успехи этих ребят, которые оказались почти феноменальными. Думаю, что у многих преподавателей нашего факультета есть подобный опыт. Можно привести еще многие аргументы в пользу того, что идея тьюторства гармонична факультету социальных наук.
- Возможно ли сделать ФСН экспериментальной площадкой и первопроходцем во внедрении тьюторства в РГПУ им. А.И. Герцена?
Наш факультет всегда участвует в общеуниверситетских экспериментах. В частности, в этом году начался эксперимент по введению трудовых книжек студента для студентов-социологов. Учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что факультет готов стать экспериментальной площадкой проекта тьюторства, когда этот проект будет полностью разработан. Для самого создания проекта можно использовать те же технологии «анализа ситуации», «мозгового штурма» и т.д. После создания проекта следует провести его «всенародное» обсуждение на страницах газеты «20 корпус», в студенческом совете и на ученом совете факультета.
В заключение хочется сказать огромное спасибо аспирантам 1 курса Камелину Кириллу Александровичу, Наймарк Елене Александровне и Плотниковой Дарине Николаевне, которые всегда болели за факультет, делали и продолжают делать все возможное для его развития и модернизации. С такими студентами у нас все получится.
 

С Ольгой Борисовной Соболевой
беседовала Елена Наймарк

 

 Страница №1 - Страница №3 - Страница №4





Hosted by uCoz