Газета "Двадцатый корпус" / Декабрь 2005 / Четвертая страница

Из новостей культуры РГПУ…

АПОЛОГИЯ АНТОЛОГИИ

В прошлом номере мы опубликовали весьма неоднозначную статью Григория Набережного «Антология или неудача», посвященную сборнику стихов студентов и преподавателей нашего родного университета под названием «Легенда о пеликане». В этом номере мы публикуем отклик на эту статью одного из аспирантов нашего факультета.

В защиту официоза

Официоза много. Что есть, то есть. Правда. Но надо же понимать специфику издания, и «издавания» в наше - не лучшее для творчества – время. Вот такие реалии. И не мы одни. И Ломоносов оды писывал. И титаны Возрождения ваяли горбатых дожей античными героями. А как иначе? Кто платит, тот, извините, и музыку заказывает. «Я ее кормлю, я ее и танцевать буду…». А издание «Антологии» прекрасное – качественная бумага, твердая обложка с серебряным тиснением. И возможность, в том числе и неизвестным авторам оставить свой след в литературе и истории родного Университета. Воспел, вознес, расшаркался, раскланялся – свободен. Теперь можно печатать молодых и талантливых, дать шанс.
В защиту глагольных рифм
Бедные рифмы глагольные, дети глаголов убогих, здравствуйте, жертвы невольные стиля ревнителей строгих… Обрушивается на вас - без вины виноватые – въедливый критик «…надо избегать глагольных рифм (меня так всегда учли, чуть ли не со школы), тем более таких простых – «настигает» - «возвращает». Это рифмы слабее, нежели рифмовка других частей речи, и говорят, в первую очередь, о низком уровне представленного материала». Что сказать в защиту вашу, глагольные рифмы? Кого призвать на помощь? Воистину, не перевелись еще на Руси любители глагольных рифм, в том числе – и таких простых и пошлых, как «хотела - имела». Вот и пример – одного поэта, известного в свое время в узких кругах:
«Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела»…
Следует ли указывать фамилию этого любителя простых глагольных рифм? Кстати, если прочесть весь отрывок (знакомый каждому со школьной скамьи), можно обнаружить рифмы: «являлся - раздавался», «узнала – запы- лала - слыхала – помогала - услаждала», «мелькнул - шепнул», «вручаю - умоляю», «понимает - изнемогает», «оживи – перерви» и, наконец, «замираю - вверяю».
Что можно добавить? Только одно – подлинное искусство не терпит формализации, нет и не может быть рифм априори сильных или слабых, простых или сложных, талантливых или бездарных. Качество любого произведения зависит исключительно от таланта автора – пусть использует любые части речи, хоть союзы да междометия, но обязательно талантливо. А как у нас с талантами?
В защиту маленьких девочек
Берем в руки сборник. Официоз коробит - пролистнем, маститые не нравятся – забудем о них – у них и без нас достаточно поклонников; бросим взгляд на ровесников, наших неизвестных поэтов-современников. Чего ждешь от любого поэтического сборника? Шире – от любого собрания, любого «творчества»? Ждешь чего-то лично тебе интересного, близкого. Того, что заставит задуматься, улыбнуться или взгрустнуть, восхититься или вдохновиться. Опыт учит: если в сборнике «лучших анекдотов всех времен» 5% смешных – сборник удался. Так добывают жемчуг, так моют золото – нет иного пути. Чтобы наткнуться на одно талантливое стихотворение, нужно прочитать двадцать. Или тридцать. Или сто… Стоит ли оно того? Полагаю, да. Теперь – ключевой вопрос: есть ли талантливые произведения в рассматриваемом нами сборнике? Вопрос непростой. На вкус и цвет, как говорится, имеются соответствующие ГОСТы. Со стихами все сложней. Впрочем, коллега-критик обнаружил таки «одно» и даже напечатал в предыдущем номере. А уважаемый главный редактор нашей газеты нашел еще одно, помещенное в том же номере, на той же странице (213). Я нашел 7 (из, примерно - 120). Возможно, я слишком некритичен. Одно из них, заставившее меня улыбнуться, да простит меня автор, приведу.

Дракониха

Молодой человек полюбил дракониху,
Забудьте все прочитанные вами сказки;
Она очень даже добра и спокойна,
Способна на нежные слова и ласки.
Не кровожадная? Что вы?! Помилуйте!!
Такого даже в помине нет.
Нескромный вопрос:
А она красивая?
Симпатичная – точно.
Остальное – на вкус и цвет.
Так в чем же дело?
Почему дракониха?
Вы вообще дружите с головой?
Просто она – курит.
В день по пачке,
И дым повис над ее головой.
И автора назову - Алексей Волков. А вот в предыдущем номере называть фамилии девушек – авторов процитированных и раскритикованных в пух и прах стихотворений, на мой взгляд, не следовало. «Для поэтического искусства в целом, - пишет мой уважаемый коллега, - эти стихи – пустой звук, ничто, уже давно пройденный уровень развития мысли…». Люди, будьте милосерднее! Хотите привести примеры слабых произведений – пожалуйста, но зачем с авторами то так? Критикуете «профессора, члена Союза советских писателей, лауреата Государственной премии им. Горького»? Милости просим – он профессор, он член, ему вся наша критика – как сами знаете кому и что. Но… Первый и третий курс… Будем надеяться, что девушки не прочтут ту статью, что добрые друзья не прибегут с радостной новостью «О вас написали в газете…»
Антология в цифрах
Сборник издавался в основном усилиями философского факультета. Как результат – в разделе, посвященном студенческому творчеству – каждый четвертый – «философ» (17 авторов). Вторые – филологи (12 авторов). Теперь угадайте, на каком месте наш умный и талантливый факультет социальных наук? На «почетном» пятом (4 автора). Впереди - начальное образование (6 авторов) и коррекционная педагогика (5 авторов). Позади - делят 6-7 места физики и математики (по 3 автора). Вопрос ко всем – господа историки etc., как же так? Неужели мы не доросли до «высшего антологического уровня»?


Сергей Адамский, аспирант 3 курса



Кого заинтересовал сборник, может обратиться к заместителю декана по воспитательной работе – Ольге Борисовне Соболевой! Мы надеемся, что будут еще отклики на эту книгу! Ждем Ваших отзывов!
 


Говорят студенты:


Субботник Ивана Грозного…
1. Иосифляне призывали к тому, чтобы люди не сопротивлялись монголо-татарскому игу…

2. – Какие приказы появились при Иване Грозном?
При Иване Грозном появилась опричнина и приказ об отделении церкви от государства…
деловой и тайный…

3. – Какие налоги платили русские монголам
– АБРОГ…

4. Ермак воевал с ханом Батыем (в другом варианте—с Чингисханом).

5. Нестяжатели призывали к признанию труда как важнейшей составляющей жизни православных христиан, а лидером их был—монах Пилгусий…
6. – Какое кочевое племя было разгромлено Ярославом Мудрым в
1036 г. под Киевом?
Касуги…
Касули…

7. Двоеверие означает, что языческая вера еще не полностью отошла…

8. Причины феодальной раздробленности:
Крестьянская война
Семейные распри
Большой оброк
Дележка земли…

9. Иван Грозный—первый, кто был крещен не на княжение, а на царствование…

10. Люди (по «Русской Правде») - это народ, который платил поземельную дань…

11. Земский собор—круг друзей и подданных…

12. Лидер нестяжателей—Нестор…

13. Елена Стефановна была любовницей Ивана III…

14. Закуп (по «Русской Правде») - один из уставов, написанных Владимиром Мономахом…

15. Поместье—место, где проживает человек, его главное жилище…

16. – Что означает термин «ордынский выход»?
– Выход монголо-татарских войск…

17. Монголо-татары освободили от дани казаков, т.к. они были очень свободолюбивым народ…

18. Александр Невский занял особую позицию в кустах. (О Невской битве).
 

 Страница №1 - Страница №2 - Страница №3





Hosted by uCoz