Из новостей культуры РГПУ…
АПОЛОГИЯ АНТОЛОГИИ
В прошлом номере мы опубликовали весьма неоднозначную статью
Григория Набережного «Антология или неудача», посвященную сборнику
стихов студентов и преподавателей нашего родного университета под
названием «Легенда о пеликане». В этом номере мы публикуем отклик на
эту статью одного из аспирантов нашего факультета.
В защиту официоза
Официоза много. Что есть, то есть. Правда. Но надо же понимать
специфику издания, и «издавания» в наше - не лучшее для творчества –
время. Вот такие реалии. И не мы одни. И Ломоносов оды писывал. И
титаны Возрождения ваяли горбатых дожей античными героями. А как
иначе? Кто платит, тот, извините, и музыку заказывает. «Я ее кормлю,
я ее и танцевать буду…». А издание «Антологии» прекрасное –
качественная бумага, твердая обложка с серебряным тиснением. И
возможность, в том числе и неизвестным авторам оставить свой след в
литературе и истории родного Университета. Воспел, вознес,
расшаркался, раскланялся – свободен. Теперь можно печатать молодых и
талантливых, дать шанс.
В защиту глагольных рифм
Бедные рифмы глагольные, дети глаголов убогих, здравствуйте, жертвы
невольные стиля ревнителей строгих… Обрушивается на вас - без вины
виноватые – въедливый критик «…надо избегать глагольных рифм (меня
так всегда учли, чуть ли не со школы), тем более таких простых – «настигает»
- «возвращает». Это рифмы слабее, нежели рифмовка других частей речи,
и говорят, в первую очередь, о низком уровне представленного
материала». Что сказать в защиту вашу, глагольные рифмы? Кого
призвать на помощь? Воистину, не перевелись еще на Руси любители
глагольных рифм, в том числе – и таких простых и пошлых, как «хотела
- имела». Вот и пример – одного поэта, известного в свое время в
узких кругах:
«Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела»…
Следует ли указывать фамилию этого любителя простых глагольных рифм?
Кстати, если прочесть весь отрывок (знакомый каждому со школьной
скамьи), можно обнаружить рифмы: «являлся - раздавался», «узнала –
запы- лала - слыхала – помогала - услаждала», «мелькнул - шепнул»,
«вручаю - умоляю», «понимает - изнемогает», «оживи – перерви» и,
наконец, «замираю - вверяю».
Что можно добавить? Только одно – подлинное искусство не терпит
формализации, нет и не может быть рифм априори сильных или слабых,
простых или сложных, талантливых или бездарных. Качество любого
произведения зависит исключительно от таланта автора – пусть
использует любые части речи, хоть союзы да междометия, но
обязательно талантливо. А как у нас с талантами?
В защиту маленьких девочек
Берем в руки сборник. Официоз коробит - пролистнем, маститые не
нравятся – забудем о них – у них и без нас достаточно поклонников;
бросим взгляд на ровесников, наших неизвестных поэтов-современников.
Чего ждешь от любого поэтического сборника? Шире – от любого
собрания, любого «творчества»? Ждешь чего-то лично тебе интересного,
близкого. Того, что заставит задуматься, улыбнуться или взгрустнуть,
восхититься или вдохновиться. Опыт учит: если в сборнике «лучших
анекдотов всех времен» 5% смешных – сборник удался. Так добывают
жемчуг, так моют золото – нет иного пути. Чтобы наткнуться на одно
талантливое стихотворение, нужно прочитать двадцать. Или тридцать.
Или сто… Стоит ли оно того? Полагаю, да. Теперь – ключевой вопрос:
есть ли талантливые произведения в рассматриваемом нами сборнике?
Вопрос непростой. На вкус и цвет, как говорится, имеются
соответствующие ГОСТы. Со стихами все сложней. Впрочем,
коллега-критик обнаружил таки «одно» и даже напечатал в предыдущем
номере. А уважаемый главный редактор нашей газеты нашел еще одно,
помещенное в том же номере, на той же странице (213). Я нашел 7 (из,
примерно - 120). Возможно, я слишком некритичен. Одно из них,
заставившее меня улыбнуться, да простит меня автор, приведу.
Дракониха
Молодой человек полюбил дракониху,
Забудьте все прочитанные вами сказки;
Она очень даже добра и спокойна,
Способна на нежные слова и ласки.
Не кровожадная? Что вы?! Помилуйте!!
Такого даже в помине нет.
Нескромный вопрос:
А она красивая?
Симпатичная – точно.
Остальное – на вкус и цвет.
Так в чем же дело?
Почему дракониха?
Вы вообще дружите с головой?
Просто она – курит.
В день по пачке,
И дым повис над ее головой.
И автора назову - Алексей Волков. А вот в предыдущем номере называть
фамилии девушек – авторов процитированных и раскритикованных в пух и
прах стихотворений, на мой взгляд, не следовало. «Для поэтического
искусства в целом, - пишет мой уважаемый коллега, - эти стихи –
пустой звук, ничто, уже давно пройденный уровень развития мысли…».
Люди, будьте милосерднее! Хотите привести примеры слабых
произведений – пожалуйста, но зачем с авторами то так? Критикуете
«профессора, члена Союза советских писателей, лауреата
Государственной премии им. Горького»? Милости просим – он профессор,
он член, ему вся наша критика – как сами знаете кому и что. Но…
Первый и третий курс… Будем надеяться, что девушки не прочтут ту
статью, что добрые друзья не прибегут с радостной новостью «О вас
написали в газете…»
Антология в цифрах
Сборник издавался в основном усилиями философского факультета. Как
результат – в разделе, посвященном студенческому творчеству – каждый
четвертый – «философ» (17 авторов). Вторые – филологи (12 авторов).
Теперь угадайте, на каком месте наш умный и талантливый факультет
социальных наук? На «почетном» пятом (4 автора). Впереди - начальное
образование (6 авторов) и коррекционная педагогика (5 авторов).
Позади - делят 6-7 места физики и математики (по 3 автора). Вопрос
ко всем – господа историки etc., как же так? Неужели мы не доросли
до «высшего антологического уровня»?
Сергей Адамский, аспирант 3 курса
Кого заинтересовал сборник, может обратиться к заместителю декана по
воспитательной работе – Ольге Борисовне Соболевой! Мы надеемся, что
будут еще отклики на эту книгу! Ждем Ваших отзывов!
Говорят студенты:
Субботник Ивана Грозного…
1. Иосифляне призывали к тому, чтобы люди не сопротивлялись
монголо-татарскому игу…
2. – Какие приказы появились при Иване Грозном?
При Иване Грозном появилась опричнина и приказ об отделении церкви
от государства…
деловой и тайный…
3. – Какие налоги платили русские монголам
– АБРОГ…
4. Ермак воевал с ханом Батыем (в другом варианте—с Чингисханом).
5. Нестяжатели призывали к признанию труда как важнейшей
составляющей жизни православных христиан, а лидером их был—монах
Пилгусий…
6. – Какое кочевое племя было разгромлено Ярославом Мудрым в
1036 г. под Киевом?
Касуги…
Касули…
7. Двоеверие означает, что языческая вера еще не полностью отошла…
8. Причины феодальной раздробленности:
Крестьянская война
Семейные распри
Большой оброк
Дележка земли…
9. Иван Грозный—первый, кто был крещен не на княжение, а на
царствование…
10. Люди (по «Русской Правде») - это народ, который платил
поземельную дань…
11. Земский собор—круг друзей и подданных…
12. Лидер нестяжателей—Нестор…
13. Елена Стефановна была любовницей Ивана III…
14. Закуп (по «Русской Правде») - один из уставов, написанных
Владимиром Мономахом…
15. Поместье—место, где проживает человек, его главное жилище…
16. – Что означает термин «ордынский выход»?
– Выход монголо-татарских войск…
17. Монголо-татары освободили от дани казаков, т.к. они были очень
свободолюбивым народ…
18. Александр Невский занял особую позицию в кустах. (О Невской
битве).
Страница №1 -
Страница №2 -
Страница №3 |